Отвечая «Да» Вы подтверждаете, что Вам есть 18 лет
Макс первым спускается на веревке в карстовую пещеру и смотрит вверх на узкую ослепительно белую расщелину, где виднеется физиономия товарища в каске.
– Дэ-э-эныч, спускайся.
Пещера огромная, его голос эхом отражается от камней и глохнет где-то далеко в темноте, где возможно есть проход в другие закрытые пространства. Фонарик высвечивает минеральные наросты сверху и снизу.
Закрепив крючья, Денис спускается следом.
Пару минут они стоят рядом в световом пучке, как две маленькие марионетки из кукольного театра, с веревочками, уходящими далеко вверх к вершине столба, переливающегося в свете пылинками.
– А улётно тут, – оглядывается Денис, отцепляет карабины от веревки и они болтаются теперь на страховочных усах под поясом.
Макс тоже отстегивается. Веревки, на которых они спустились, висят как гигантские лианы и остаются ждать их для подъема.
Макс и Денис очень разные, но страсть к спелеологии давно удерживает их вместе.
В этот раз Макс убедил Дениса спуститься в неизвестную расщелину вдвоем, обследовать пещеры, сделать снимки и только потом рассказать о ней общественности.
Долго планировали спуск. Оба взяли отпуск на одни и те же даты. Прилетели сюда, упакованные оборудованием под завязку и вот теперь спустились.
Договорились, что Денис идет впереди, Макс сзади. На небольшом расстоянии. На касках яркие фонарики, в руках переносные прожекторы, за спиной, на поясе, на груди – везде оборудование и снаряжение.
– Как полезем со всем этим, если будет очень узко? – шутит Денис .
– По частям.
– Окей. А ты чо не в духе какой-то? – Денис не оборачиваясь на слух представляет лицо Макса, – все ж вроде хорошо пока.
– Не знаю, так, – Макс и, вправду, не в духе, но Денису знать об этом пока рано.
Обходят пещеру. Делают замеры, снимки с разных ракурсов, каждый – свои.
– Блин, Макс, ну реально, чувствую напряг в эфире. Нафига мы сюда потащились, если ты не в духе?
– Мы сюда, как ты говоришь, потащились, потому что готовили этот спуск охренительно долго. Только поэтому. Я не люблю отменять планы, ты меня знаешь.
– Я тебя, Макс, по ходу, плохо знаю.
– По ходу, да.
Они молчат. Оба насуплены. Обходят зал пещеры вдоль и поперек. Денис делает пометки в блокноте. Топают дальше. На переходе через узкий проход Макс чуть отстает. Денис это чувствует, как только свет Максового фонаря перестает бить ему в спину.
Денис в принципе знает причину обид Макса. Из-за той девчонки. Как бишь её, тьфу. Лена, что ли.
***
Девчонку ту он встретил впервые где-то год назад на выходе из их спелеологического клуба. Он выходил, а она заходила. Вернее пыталась зайти.
Мордашка вроде ничего. И фигурка то, что надо.
А Денису жуть тогда, как захотелось ее уломать. Нагромождение обстоятельств. Во-первых, он посетил курсы пикаперов, где учили как кадрить девчонок без последствий и дальнейших обязательств. Им даже задание выдали на дом: попробовать познакомиться с девушкой посредством фраз-клише. Во-вторых, он был тогда зол на мать и хотелось учудить что-нибудь из ряда вон бесячее. Например, привести девушку домой на ночь. Ну а в третьих, понятное дело, в нем бурлили гормоны.
В общем, он взял ту «мордашку» в оборот. В клуб, конечно же, не пустил и почти насильно утащил сначала в кафе, потом в кино, где на задних рядах он её поцеловал и сказал пару нежностей. Всё, как девчонки любят. Она растаяла. Поплыла. Блин, как же ее звали –то? Ведь Лена же вроде. Или Настя. Или Катя. В общем какое-то очень простое имя. Через неделю уже бегала за ним как преданная собачонка. Какое-то время он ей еще намекал, что все было временно, без обещаний, но она лишь плакала.
И вот потом только Денис выяснил, что в клуб в первый раз тогда она шла именно к Максу. Ну вот как-то так сложилось, что Макс особо не афишировал свою связь, при знакомстве девчонка тоже про него ничего не говорила. Хотя нет, постойте. Она сказала : «Меня ждет парень». Ну что это за фраза? Дурацкая какая-то. Ну Денис и ответил в том же духе: «Подождет».
В общем, про Макса и то, что это была его девушка, Денис, честно, не знал.
Ой да и интрижка эта была, всего ничего, недели две. Ну или три. Ну фиг его знает, может месяц-два. Максимум полгода. Макс тогда узнал у нее, ради кого она его бросила. И в клубе набил Денису морду. Жестко и от души. И она как-то перестала о себе напоминать. Может у них все наладилось. А через какое-то время Макс сам подошел к Денису и спросил: «Мир?».
«Окей. Мир». И всё вернулось на круги своя как было до этого.
И вот теперь, видно, Максу что-то напомнило о том случае…
***
Макс снова рядом с Денисом. Идет сзади чуть поодаль. Коридор узкий и трудно дышать. Приходится контролировать вдох-выдох. Он вдыхает и выдыхает. Почти также, как пытался унять боль, когда узнал о смерти Ксюши.
Они дружили с самого детства и став взрослее, Макс однажды обнаружил, что с его стороны это совсем не дружеские чувства. И даже не влюбленность. Любовь. На всю жизнь. Всепоглощающая. Безразмерная. Он признался в этом Ксюше, а она в ответ потрепала его за щеки, как щенка, и сказала: «Максюшка мой славный. Ты же мне как брат. Ну что ты? Ну?». Надежды он не терял.
Потом он как-то позвал её на вечер в клуб, она пообещала, но не пришла. Сказала ему по телефону, что познакомилась кое с кем.
«Будь счастлива» — сказал он ей тогда. Он ей и вправду желал только счастья. «Останемся друзьями, Максюшка?» - «Конечно».
А через какое-то время Макс узнал, что она встречается с Денисом. И не то чтобы встречается. Вернее встречалась. А еще вернее, он её использовал и бросил.
В порыве отчаяния она все рассказала Максу. Макс тут же пришел в клуб, разыскал там Дениса и от души отметелил его. Лично Максу стало немного легче. Ксюше нет.
Она отравилась таблетками. Откачать не успели. Ксюшина мама позвонила ему сразу, как только вызвала скорую, и тогда еще была надежда, что ее спасут.
Он летел за скорой и молился. Рыдал как ребенок. Жизнью клялся, что если Ксюша не выживет, он Дениса размажет.
И потом он вспомнил эту клятву. Там, на похоронах.
И клятву, и эту любовь Дениса к пещерам.
«Пещеры лучше женщин», - говорил он как-то в клубе. Не вопрос. Лучше так лучше.
Он взял себя в руки и сам подошел к ублюдку.
– Мир?
– Окей. Мир.
Этого было достаточно. Пусть думает, что все снова как прежде. В самый раз, чтобы усыпить бдительность.
Потом выбрать удаленную пещеру. Заманить на спуск. Увести вперед. Срезать веревки, по которым спустились. Предусмотрительно выложить и спрятать крючки и дополнительные троса, которые помогли бы подняться им обоим.
***
Они выходят во вторую пещеру. Более узкую, чем первая. Но здесь дышится легче.
Денис радостно ухает и разворачивается к Максу: «Коридор высчитал, записал. Пофоткал. Ты как?»
– Кажется лучше некуда. Обожаю закрытые пространства.