Большинство крипистори в Якутии так или иначе связаны с нашей своебразной религией. И с ней не всё так просто. Поэтому, позвольте немного Вам поведать о ней.
Письменность нашу потерял давным-давно наш праотец Эллэй Боотур (эпичная личность, в Интернетах можно почитать о нём) . По распиздяйству он утопил письмена в реке, когда сплавлялся вниз из (предположительно) монгольских земель в будущую Якутию. Таким образом, вся мифология, языческие обычаи, в общем, весь фольклор передавался из уст в уста из поколения в поколение. Пока нас не накрыл Советский Союз. Шаманы ушли в подполье, активно продвигался атеизм. Многое было утеряно, начались разночтения, но каким-то чудом эпос всё-таки выжил, и концу ХХ века получилась следующая картина. Большинство якутов считают себя атеистами, но некоторые всё равно неукоснительно соблюдают некоторые языческие, отчасти христианские обычаи. И если кто-то эти обычаи не соблюдает, то тот совершает «аньыы» (не путать с «Айыы»), что в переводе означает «грех». Доподлинно неизвестно, почему те или иные вещи являются грехами. К тому же, в силу раздробленности якутского народа в лингвистическом и территориальном плане, аньыы тоже различаются. Но суть одна – делай или не делай чего-то, иначе тебе пиздец. Ибо практически у всего здесь есть свой дух - иччи, которого можно обидеть. А некоторых можно смертельно обидеть. О некоторых случаях я и расскажу сейчас.
Считается аньыы строить дом на месте бывшей дороги. На дороге ткань мироздания истончается и можно столкнуться с чем-то потусторонним. В частности, с Нижним Миром (ничего хорошего это не сулит). Чем такая оплошность кончается, описано в статье Якутия. Ужасы в деревне.
На дорогах по Якутии разбросаны странного для чужого взгляда деревья. Они увешаны цветными лоскутками, фантиками от конфет, из коры торчат монеты и бумажные деньги, а у ствола лежат оладьи и прочие вкусности. Считается, каждый путник обязан остановиться у такого дерева и задобрить через него местных духов. Задобренные духи обеспечивают защиту от всевозможных НЁХ и несчастных случаев. Если этого не сделать или того хуже, что-то взять оттуда, то путник рискует попросту не дойти до пункта назначения. Или дойти, но уже с сомнительной компанией.
Случай этот произошёл где-то в 80х. Молодой парень приехал в деревню к родителям невесты «кутуоттуу» (обычай, при котором будущего зятя нещадно эксплуатируют в хозяйстве – своеобразная проверка). В тот день будущий тесть поручил ему съездить вместе с его младшим сыном на дальний луг за сеном. Парень очень торопился вернуться к своей невесте, поэтому он не стал останавливаться у Бэлэх мас, несмотря на замечание мальчика. Быстро погрузив сено в кузов грузовика, они поехали обратно. И тут молодой комсомолец не стал церемониться и только добавил газу, благо ночи в Якутии белые, и дорогу видно отлично. Когда парень заметил, что путь почему-то затянулся, мальчик с испуганным лицом сказал:
- Эй, мы проезжаем этот пень уже в третий раз.
- Не мели чепухи, малой. Тут же одна дорога, да и мало ли пеньков у дороги валяется.
Как только он это сказал, мотор вдруг натужно взревел, будто на кузов положили что-то весьма тяжёлое. Чертыхнувшись, парень посмотрел в зеркало и побледнел. С каменным лицом, чуть дыша, он добавил газу и продолжил ехать, несмотря на предсмертный рёв мотора. Так они доехали до деревни. Невеста, увидев мрачное лицо жениха, начала его допытывать, но тот лишь отмахнулся, сослался на усталость и лёг спать. Всю ночь он не давал спать ей – он покрылся красой сыпью и начал лихорадить, при этом что-то бормоча: «…ан …син». Утром парень так и не проснулся. Заподозрив неладное, отец начал расспрашивать сына о вчерашнем. Тот всё рассказал, и до невесты дошло, что именно бормотал её неудавшийся жених – Маган Эмээхсин.
В якутском фольклоре Маган Эмээхсин – весьма злобная НЁХ. Доподлинно неизвестно откуда она явилась, но видят её везде. Эту сущность селится в заброшенных или старых зданиях, на деревьях вдоль дорог и у озёр на дальних лугах. Про неё есть много рассказов, но всех объединяет одно – она садится на беззащитных путников и высасывает из него жизненные силы. Чтобы избежать потенциальных проблем, всем приезжим настоятельно рекомендуется:
- Подарите что-то своё Бэлэх мас.
- Не произноси вслух название местности, озера или реки (для этого есть специальные эвфемизмы). Духи принимают это за фамильярность и обижаются.
- По приезду на местность требуется «покормить» дух огня – для тех же защитных целей. У огня есть свой могущественный дух, связанный с духами местности. Задобришь его – считай, получил визу туда.
- Если ты откуда-то вернулся и чувствуешь тревогу, то пройди через специальный дым от разожжённых веток можжевельника. Считается, что нечисть его не выносит.
- Если заходишь в какой-либо дом в первый раз, хозяин должен взять пальцем сажу из печи и отметить тебя точкой на лбу. Так, опять-таки, ты связываешься с духом огня дома.
Как вы поняли, наша республика полна всякими НЁХ, которым только дай возможность – съедят твой кут (душа). Душа, согласно якутской вере, - сложносоставная штука, состоит из трех частей: Ийэ-кут (дословно «материнская душа» - то, что передается от родителей: культура, традиции и т.д.), Буор-кут (дословно «земляная душа» - то, из чего состоит физическое тело) и Салгын-кут (дословно «воздушная душа» - разум). И местной НЁХ очень не терпится всем этим полакомиться. Особенным деликатесом для них является душа «Аhагас эттээх» (сложная якутская фонетика, читайте как «ахагас») людей. В дословном переводе означает «человек с открытым мясом», то есть очень чувствительный человек, способный всю эту нечисть учуять или увидеть (далее – экстрасенс, для удобства). Явление не такое редкое, чтобы считать откровения таких людей об увиденном бреднями сумасшедших, но немногие остаются в здравом уме до конца. Считается, что НЁХ сожрал его Салгын-кут.
Речь пойдёт о случае, произошедшем в деревне, которая находится в том же районе, что и брошенная деревня. В начале 00х в этой деревне начало происходить страшное: участились случаи мертворождения среди людей и скота. Не найдя разумного объяснения таких причин, отчаявшиеся жители пригласили экстрасенса, чтобы тот помог им разобраться.
В намеченный день экстрасенс приехал и сказал, что надо дождаться ночи и начал совершать вышеописанные защитные обряды. Ночью, когда лучи солнца за горизонтом (помним про белые ночи), грань между мирами сглаживается, и заметить НЁХ становится проще.
Настал час, и экстрасенс начал свой путь по улицам деревни. Не дожидаясь утра обессилевший экстрасенс сел в свою машину и дал по газам даже не взяв свой гонорар. Позже экстрасенс позвонил недоумевающим людям и рассказал о том, ЧТО он увидел. Далее с его слов.
- Как только я вышел из дома, мне ударил в нос сильный смрад. Не тонкий запах от присутствия одной нечисти, а СМРАД, будто я оказался у незакопанной братской могилы. Уже тогда мне следовало развернуться и уйти. Но долг есть долг. Я продолжил свой путь и увидел ИХ. Обычно нечисть действует в одиночку, но по вашей деревне ходит толпа юёр (неупокоенный дух. Более подробно описаны в Истории десятой. "Деретик" статьи Якут-куна Якутия). Они бродят по вашим улицам и жрут всех, кто попадётся им на пути. На моих глазах они облепили пьяницу сожрали всю его душу, и один из них в него вселился. Откуда у вас так много мертвецов?
- Годы назад у нас была эпидемия туберкулёза. Много лечившихся на дому людей погибло.
- Среди них были и совсем юные? Они тоже умерли от туберкулёза?
- Можно и так сказать. Детишки начали травиться ставшими доступными из-за беспечных родителей лекарствами, чтобы «словить глюк». К несчастью, зачастую это плохо кончалось.
- Ясно. Вот что. В общем, это они ходят по дворам и сжирают Ийэ-кут нерожденных детей и телят. Но среди них был кто-то еще, другой. Очень злой дух. Вы чем-то прогневали духов вашей земли, и ОНО проникло в ваши дома. Я еле успел убежать оттуда, меня бы они растерзали на кусочки. Советую всем или уйти оттуда, или найдите достаточно сильного шамана. Они не остановятся.
Не буду лгать, чем закончилась эта история, но сейчас дела идут лучше. Шаман, видимо, сдюжил. А может, сказалось то, что там перестали продавать алкоголь.
Как говорилось ранее, у всего сущего здесь есть свой дух. Такой же дух есть и у домов – дьиэ иччитэ. Однако не все дома остаются жилыми, многие забрасываются по тем или иным причинам. Такие дома называют Иччитэх дьиэ, т.е. «дом без духа». Однако это не совсем так. Дух всё же остаётся в доме, но со временем, он может становиться агрессивным, превращаясь, порой, в злобную НЁХ. Есть множество историй, связанных с ними, так как во все времена хватало экстремалов, любящих пощекотать свои нервы в подобных местах. Но есть и те, кто попадал в передрягу не по своей воле. По бескрайним лесам Якутии разбросано множество охотничьих домиков. И среди них есть один печально известный в кругу местных охотников дом, расположенный на приличном отдалении в лесу, богатом дичью и ягодами.
У нас не принято ходить на дальнюю охоту в одиночку, но один студент отстал от группы на пару дней из-за дел в городе и всё же выдвинулся в путь. Рано утром он сел на коня и поехал, полагая, что товарищи разбили лагерь в ближнем охотничьем доме. Но добравшись к концу дня до места, он не обнаружил их. Что поделать, значит здесь дичи не нашлось, и они двинулись дальше, подумал парень. Растопив печь, он покормил огонь оладьями, которыми его заботливо снабдила мать, поел сам и лёг спать. Утром, еще немного поразмышляв, он двинулся в путь дальше. В детстве они с отцом особо не отходили далеко от этого дома, но всё же слышал, что дальше есть еще такие же дома.
Пошёл сильный осенний снег, и дорога стала едва видна. Парень подозревал, что следующий дом находится далеко, но не настолько. Лес открылся, обнажая поляну с домом только вечером, когда начало уже темнеть. Вздохнув с облегчением, он поскакал к дому, но обнаружил, что и тут не оказалось ни его товарищей, ни следов их пребывания. Конь, когда парень начал его привязывать к покосившейся коновязи (что странно, ибо коновязь – для якутов вещь сакральная, и о ней стараются заботиться), начал брыкаться. Плохая примета. Что-то здесь не так, но что делать, не поворачивать на ночь глядя в такой холод назад, да и устал порядком. Решил заночевать тут и двинуться утром обратно.
Первым делом нужно разжечь огонь. Но с этим у парня тоже не сладилось. То ли щепки отсырели, то ли ещё что. Пришлось ему разжечь огонёк порохом, но и то дрова не хотели разгораться. Парень помнил, что нельзя показывать страх и паниковать, но этот плохой знак говорил о том, что оказался именно в том самом проклятом доме, о котором рассказывали старики. Наскоро бросив на догорающие угольки оладьи он поспешил убраться отсюда. Только он толкнул дверь, чтобы выйти, как она с силой захлопнулась, сильно ударив его по коленям. В этот же момент он услышал дикое ржание коня и удаляющийся звук топота копыт. Парня прошиб холодный пот и он резко попытался выбраться снова. Но дверь не поддавалась. Вдруг из-за печи вылетело что-то чёрное и выкинуло парня с нечеловеческим криком «Выметайся прочь отсюда, паскуда!!!». Что парень с радостью и сделал. Он бежал всю ночь, пока не нашёл своего коня, слонявшимся по заснеженному лугу.
Вернувшись домой, он рассказал о случившемся матери и уснул крепким сном. Во сне он снова увидел харю того чудища, что вылезло из-за печи: испещрённая морщинами волосатая морда, глядевшая на него полными ненависти глазами.
Как таковой в этих историях морали нет. Можно лишь сказать, что в Якутии можно стать жертвой НЁХ ни за что ни про что. Просто потому что ты каким-то образом обидел духов, и они от тебя отвернулись, оставив на растерзание зла. деревнялескороткиеякутияритуалы