Отвечая «Да» Вы подтверждаете, что Вам есть 18 лет
От автора: эту девочку я лечил на отделении спортивной и балетной травмы много лет назад. Когда она упала с брусьев и поломала лодыжки - ее привезли к нам. Вся она была изукрашена петлеобразными полосами вдоль и поперек! Спинномозговую анестезию было сделать нельзя! Пришлось давать эндотрахеальный наркоз.
И эта избитая и поломаная девочка очень ждала свою тренершу, но она не пришла. Гимнастка со сломаными лодыжками никому не нужна!
Хотите верьте, хотите нет!
Тренировка мужества
С благодарностью Николаю Филиппову
за помощь в подборе материала.
Утро началось дождем, и ураганным ветром: зонты в этом случае абсолютно бесполезны.
Спорт давно перестал быть средством укрепления здоровья подрастающего поколения.
Спорт стал политикой, бизнесом и машиной, ломающей юные тела и души! И я всего лишь шестеренка в этой машины! - Рассуждала Анфиса Филипповна, тренер одной из спортивных школ. Она сняла мокрый плащ, поставила на газету мокрые сапоги и быстро переоделась в спортивный костюм. Спорт это дисциплина, и наказания в нём всегда суровые. Даже песня Николая Николаевича Добронравова застойная есть Спорт - это целая жизнь, даже немножко больше . Практически все родители знают, что спорт не любит сопливых уси-пуси! А зрители… Они этого не знают и не хотят знать!
Веселые девочки в закрытых купальниках с логотипом Газпрома выбегали из раздевалки и строились в одну шеренгу. «Красивые, молодые что скажешь… Подумав это про себя, Анфиса перевела взгляд на Светку, точнее – на ее голые ножки. Потом ее взгляд заскользил по рукам юной гимнастки – красивая, но ветер в голове! Так опозориться!» - подумала она.
Слышно было, как дождь сильно барабанил по крыше и окнам спортивного зала.
- Раз-два-три! Построились! - Анфиса Филипповна собрала юных гимнасток в спортзале. - Начинаем тренировку! Я никому не позволю халтурить, как это делала Светка! По мнению Анфисы, Светка обладала всеми качествами, о которых только может мечтать гимнастка - гибкость, прыгучесть, подвижность. И ещё… Светкина улыбка и лучистый взгляд! Казалось бы, простая улыбка, но когда она выходила на помост, зрителям казалось, что гимнастка прямо-таки светится. Девочка была артистична от природы! Зрителям было все равно, что стоила девочке эта улыбка…
«Света шла на золото по гимнастике, но сорвалась. В итоге - даже не серебро, а почетная бронза. Разумеется, за такой срыв она должна была быть наказана. После тренировки я ее накажу, при всей команде, чтоб другим неповадно было!»
Анфиса, чуть располневшая женщина, к тридцати годам тоже сумела сохранить обаятельную улыбку. Пожалуй, это все, что осталось ей на память о молодости и спортивной карьере.
В свое время меня всем правдами и неправдами, побоями и посулами вывели на рекорд и... Выкинули меня как поломанную игрушку! И не только меня! Кто из моей команды хорошо устроился в жизни? Никто! Сидят на кассах в супермаркетах! - Время от времени Анфиса подгоняла особо нерадивых гимнасток скакалкой, чувствительно, но без злобы - Светку в конце тренировки ждало совсем другое угощение! Анфиса неплохо разбиралась в ученицах. Она всегда заранее знала, кто будет сам упорно работать, кому придаст энергии и упорства скакалка, а кто – неисправимая лентяйка! И тут система дала сбой, она считала, что на Светку можно положиться, что она не из тех, кто непременно завалит плоды многомесячных тренировок в самый ответственный момент!
Я вот физкультуру преподаю за смешное жалованье! Висят у меня на коврике несколько медалей, а в шкафу пылятся кубки. И все! Ни денег, ни славы, ни здоровья! Хорошо хоть замуж успела выйти, но своего ребенка в спорт не пущу!
С самого начала, с первого класса, родители Светки не беспокоились за ее успеваемость и спортивные успехи! Анфиса Филипповна сделает из тебя человека, сказали они, когда худенькая первоклассница пыталась пожаловаться на воспитательные меры, принятые у спортсменок. Больше Светка не жаловалась никогда и никому. Шли годы. Из худенького заморыша Светка превратилась в маленькую «принцессу спортивного зала», подающую очень неплохие надежды!
После двух часов прыжков и кульбитов все гимнастки остались в зале.
- А сейчас все рассаживаемся! - приказала Анфиса Филипповна, улыбнувшись девчонкам.
Веселые, взмокшие босоногие девочки притихли.
- Вы знаете, как важны были для нас последние соревнования! И знаете, как выступила на них Светка! Она могла бы взять золото, если бы не нарушала спортивный режим!
В зале стало тихо.
Анфиса Филипповна, главный тренер команды объявила приговор: Светке за срыв соревнований 30 ударов скакалкой!
Практически всем девочкам время о времени попадало скакалкой, но чтобы столько и сразу...
- Скамью в центр! – Теперь она не улыбалась.
В глазах Анфисы появилось что-то волчье. Нижняя губа дрогнула. Дети по опыту знали, что дрожащая губа не принесет провинившейся ничего хорошего. «Только бы нам не нарваться! - Тяжелую, длинную и узкую, гимнастическую скамейку вынесли на середину зала. – А Светке не позавидуешь!»
Конечно, были в группе и те, кто завидовали Светкиным успехам и от всей души желали ей провала но сейчас… Сейчас никто бы не захотел оказаться на ее месте!
- Света, - особого распоряжения ждешь? Раздевайся и ложись!
Обычно тренерша секла воспитанниц, не снимая спортивной формы, но случай был исключительным. Для показательных наказаний Анфиса, следуя своему собственному спортивному и педагогическому опыту, девочек раздевала догола. С одной стороны - тренировки однополые и стесняться некого. С другой, чтобы открыть зону для порки.
Не видели меня тут голой! - Светка покраснев, стала раздеваться.
Хорошая у нее фигурка! - с завистью подумали младшие. - А сейчас Анфиса Филипповна Светке, надежде школы, спеси-то поубавит!».
Красивой гимнастической походкой она подошла к скамье. Она взглянула на притихших подруг. На этот раз лучистой улыбки не было. Ее хорошенькое личико казалось спокойным.
«Так не выходят на пьедестал почета! - подумали свидетели расправы. – Потеряла наша гордость улыбку!»
И без одежды Светка старалась вести себя мужественно. Никаких унизительных жалоб и мольбы о снисхождении тренер так и не услышала. К скамье девушка шла, гордо вскинув голову и расправив плечи. Короткие волосы она затягивала в конский хвостик. Только часто вздымающаяся грудь выдавала её волнение.
- Привяжите! - Тренерша бросила к ногам зрительниц две скакалки. Надо бы мелом очертить границы ее купальника, только соревнования уже позади! В ближайшие пару месяцев ничего страшного от следов не будет! А наука и ей и остальным будет хорошая!
- Не надо! - Светка без команды вытянулась на скамье.
На лице гимнастки расцвел румянец. Она почувствовала, как холодок, знакомый всем спортсменам перед стартом, пробежал по спине.
- Значит, не надо? - Анфиса Филипповна сложила гимнастическую скакалку в 4 раза и пропустила ее через кулак.
«Это как в забеге на короткую дистанцию! - Внутри Светки сжалась пружина. – Надо выдержать! Так НАДО!»
- Ну, твое дело! Девочки, считайте!
- Раз! Два! Три! - От первых ударов она лишь слегка вздрагивала, потом зрители заметили, как участилось ее дыхание.
- Четыре... Пять!
Петлеобразные полосы вспыхивали одна за другой на судорожно стискивающихся ягодицах юной спортсменки...
Зрительницам было видно, что лежать неподвижно Светке удается с большим трудом. Теперь она тихо стонала, вцепившись руками в ножки скамьи так, что костяшки пальцев побелели.
Будешь еще? – Шипела Анфиса с каждым ударом, хотя, конечно, не ждала ответа от ничего не соображающей, захлестнутой потоком жгучей боли, девочки ничего кроме нечленораздельных криков.
- Десять! Одиннадцать! - Тренерша стегала юное тело, надеясь все же услышать мольбу о пощаде.
«Сейчас я научу тебя свободу любить! - Анфиса отлично знала, что разозлившись, как следует, никакие доводы разума о милосердии не принимаются в расчет, но привитое с детства спортивное упрямство заполняет сознание полностью!
Но девочка и не пыталась молить о пощаде и вела себя мужественно. Два упрямства столкнулись, и никто не хотел уступать. На лице Светки выступили бисеринки пота. Она вкровь прокусила губу, но не позволила себе кричать в голос.
«Вот это я понимаю! Настоящий спортивный характер! - Подумала Анфиса Филипповна, - Но ты у меня соловьем запоешь! И не такие упрямицы на этой скамейке песни пели!»
Светка вцепилась в скамью как лесной клещ в жертву. На пятнадцатом ударе она дала девочке небольшую передышку.
Поняв, что ее больше не бьют, Света расслабилась и постаралась восстановить дыхание.
Половина позади! - Значит, я выдержу! Должна выдержать!
Я добьюсь от тебя капитуляции! Ты будешь кричать на весь зал, и молить о пощаде! - Тренерша обошла вокруг скамьи, чтобы равномерно разделить петли по попе и бедрам.
- Продолжим?
- Шестнадцать, семнадцать...
Предметы перед глазами Светки стали расплывчатыми: из глаз текли слезы, несколько раз ноги хотели согнуться в коленях, но чудовищным усилием воли Светка продолжала лежать. Сил почти не оставалось, но оставалось упрямство. «Вылежу! На зло вам всем вылежу! Не дождетесь!
- Восемнадцать... Девятнадцать...
Страшные удары, слились в мощный поток нестерпимой боли, откуда-то издалека доносились голоса подруг, считающих удары, а потом она утратила ощущение реальности. Казалось держаться нет больше никаких сил. Зрителям казалась, что на вспухших попе и бедрах не осталось живого места, и тут озверевшая Анфиса дважды вытянула упрямую Светку между лопаток.
Светка вздрогнула, ее тело подпрыгнуло на скамье и тут же упало обратно.
Она отчаянно замотала головой. Анфиса вкладывала в эти удары весь свой внутренний мир все, что накапливалось в ней долгие годы и никак не выходило наружу, свою обиду на собственную загубленную спортивную карьеру, - никогда не выходило ... и вот теперь это все вышло вдруг.
Я покажу этой упрямице! - озверевшая Анфиса Филипповна секла без всякой пощады.
- Двадцать... Двадцать один!
Все увидели капли крови, появившиеся после особо жестоких ударов.
- Двадцать восемь...
Светка обмякла, больше не стонала и не плакала.
- Анфиса Филипповна, взмолились одна из девочек, - Светка не дышит!
- Не дышит? - растерянно Анфиса смотрела на свою руку, сжимавшую скакалку, как бы спрашивая себя: Как это я? Не могла же я вот так...
С глаз Анфисы спала пелена.
Все присутствовавшие смотрели на Светку и Анфису с разными чувствами и мыслями. А только Светка никак не смотрела, - была в глубоком ауте...
Тренерша приставила руку ко рту Светки и поняла, что зрительница права.
Одним движением она скинула Светку со скамьи на пол. Тело мешком перевернулось, и упало на спину.
Анфиса Филипповна, встав на колени, стала делать Свете искусственное дыхание рот-В-рот.
Вдох... Второй... Третий!
Воды холодной! Ведро!
Светка задышала сама и открыла глаза. Ее бледное мокрое личико слегка порозовело. Тут на нее обрушилась вода, окончательно приведшая надежду школьной гимнастики в чувство.
- Все хорошо... Светочка... Тренерша стала гладить Светку по мокрым волосам.
- Холодно! Я не выдержала? - губы Светки чуть шевелись...
- Все хорошо! - Анфиса Филипповна приподняла Светку за плечи. - Вставай!
Светка стояла спокойно и молча, но вся какая-то обмякшая, жалкая. Усилием воли она отвела назад плечи и выпрямилась. Она не плакала, не смотрела на подруг, а ее темные глаза стали ещё темнее от грустной безысходности и печали. - Девочки, все свободны! - Она строго посмотрела на всех зрительниц. - И унесите ведро!
Зал опустел.
Худенькая, длинноногая с растрепавшимися волосами, гимнастка стояла неподвижно и смотрела на барабанивший в окна зала дождь.
«Горячая!» - Анфиса провела по наказанной попке рукой. В ответ Светка тихонечко вздрогнула.
- Пойдем! - Анфиса Филипповна поволокла ее в тренерскую комнату. - Чайку глотнем! С пряниками! «Ну, погорит попка еще полчасика, ну синяки подержатся с недельку... Эка важность для гимнастки! Потерпит! Не переломится!»
- Заслужила! - Анфиса Филипповна сама протерла раны Светки коньяком, и несколько капель влила девочке в чай. Честно, я была слишком рассержена и наказала суровее, чем надо! Пальцы Анфисы снова прошлись по вспухшим петлеобразным полоскам.
- Но ты вела себя как настоящая спортсменка. Поверь, мне и крепче доставалось по молодости лет... А вела ты себя мужественно и достойно! Как и подобает настоящей спортсменке! Когда я была моложе и еще выступала, нас секли не меньше, а гораздо больше, чем я вас!
Я хорошо помню конфликт, вышедший на уровень Федерации между чемпионкой мира Галиной Белоглазовой и её тренершей Тихомировой!
- И что там случилось?
Светке вдруг показалось, что рядом с ней не строгий тренер, а родной близкий человек, которому можно всё доверить и который поймет ее, как никто другой.
- На тренировке она так исхлестала Галину, что все её ноги были иссиня-чёрными от полос. И это накануне ответственных соревнований, а не после них!
- Это как у меня?
- Да! Сейчас мы чай допьем, ты лужу воды в спортзале вытрешь, и я намажу тебя кремом Айболит полоски быстро пройдут! Большинство тренерш секли нас девочек верёвочными или пеньковыми скакалками. Вот только обычно на скамейку не клали! Ставили к шведской стенке. Мы сгибались, держась руками за неё, и нас скакалкой...
В случае тяжёлых проступков, к ним относился немотивированный пропуск тренировок, грубость по отношению к тренеру, драка с другими девочками - гимнасткам попадало гораздо серьезнее! В той же согнутой позе на провинившуюся девочку для напряжения садилась другая девочка, и секли её всей командой! Так в нас воспитывали спортивную злость!
- Анфиса Филипповна, честное слово, я не сержусь! - Девочка съела пряник, не чувствуя вкуса. - Понимаю, что сама заслужила!
- И Белоглазова на свою тренершу не сердилась, хотя ей не раз и не два попадало! Зато до сих пор ее считают лучшей гимнасткой...
Когда Анфиса и Светка выходили из зала дождь уже стих. Они шли под одним зонтом. «Милая моя девочка, дорогой мой цветочек, - надеюсь, ты простишь меня за всё. За мой срыв от обиды на собственную судьбу, за мою злость, за мою гордыню! А я помогу тебе стать чемпионкой! Сегодня ты доказала, что у тебя есть настоящий спортивный характер!»
..
Мужественное поведение на скамье только добавило Светке авторитета среди подруг.
На следующих соревнованиях Светка взяла долгожданное золото.
А спортсменок, и не только в этой школе, продолжают нещадно избивать. Спорт требует жертв!
P.S. Рассказ основан на реальных событиях. Только девочка не золото завоевала, а с брусьев упала и попала ко мне в больницу. С переломом лодыжки и со следами... Тренер ее не навестила ни разу, а девочка ее ждала и зла на нее не держала... Я давно уже не работаю на этом отделении, но смотреть на соревнования гимнасток не могу. Я знаю, что стоит за медалями и ошибками.