В 1870 году один из чинов Нижне-Кодымского казачьего отряда с ужасом докладывал местному врачу о том, что у них в части странными припадками больны до 70 человек. Болезнь проявляет себя ближе к ночи, когда люди начинают петь не своими голосами на разных неизвестных языках...
Меряченье — интереснейший феномен, всегда ассоциировавшийся с шаманами и северной магией. Он представляет собой своеобразное психопатологическое состояние, в котором человек, независимо от собственного желания, копирует действия и слова окружающих. Или подчиняется любым приказам извне, исходящим от другого человека или, как считают некоторые северные народы, от духов Полярной звезды. Название этой загадочной болезни происходит от якутского мэнэрик — «делать странности».
Меряченье еще называют арктической истерией. Известны случаи, когда она принимала массовый характер. Меряченье поражает не только аборигенов Кольского полуострова, но и тех, кто оказывается в этих местах в период вспышки заболевания. Надо сказать, что толпа, охваченная арктической истерией, выглядит страшно. Люди становятся похожими на зомби, есть мнение, что они в этот момент совершенно нечувствительны к боли. Кроме того, после приступа у человека наступает амнезия: он совсем не помнит, что с ним происходило.
Приступ арктической истерии начинается с того, что человек полностью отключается от внешнего мира, то есть входит в транс. Заболевший совершает ритмические движения, издает непонятные звуки. Но чаще всего, будто попадая под воздействие некоей силы, указывающей ему направление, устремляется по льдам точно на север — к Полярной звезде.
При попытках окружающих задержать его на этом гибельном пути, проявляет нечеловеческую силу сопротивления и впадает в буйство. Особенно подвержены меряченью больные и ослабленные люди.
Существует красивая легенда, по-своему объясняющая это страшное явление: душа умершего человека улетает в небесный дворец, над которым светит Полярная звезда. Живые люди не могут видеть этот дворец, и только когда его обитатели открывают окна, свет из них становится видимым (полярные сияния). Открытые окна означают, что боги призывают души еще живых людей, и тот, кто слышит этот зов, идет в свой последний путь к Полярной звезде.
Возможно, в легенде кроется небольшая часть истины. Это подтверждают различные истории, произошедшие с мореходами в тех местах.
В 1792 году на промысловой шхуне купца Рыбина слег с цингой его сын Алексей. Но когда в небе появилось пульсирующее полярное сияние, он ощутил такой прилив сил, что смог выбраться на палубу, броситься за борт и поплыть на север. К сожалению, спасти его не удалось.
В 1898 году норвежское судно осталось зимовать у берегов Антарктиды. С наступлением полярной ночи и появлением сияния один из членов команды покинул судно и убежал по льду в сторону полюса. За ним последовал другой, а при попытке команды его остановить, он чуть не зарубил топором штурмана и сумел вырваться.
Все эти истории настолько впечатлили последующих полярных исследователей, что они стали включать в имущество экспедиций смирительные рубашки, чтобы удержать тех, кто откликнется на зов Полярной звезды.
В начале 20-х годов прошлого века загадочным явлением заинтересовался академик В. М. Бехтерев, в то время возглавлявший Институт мозга в Петрограде. Предполагая, что причина заболевания кроется в каких-то внешних факторах, он организовал экспедицию на Кольский полуостров, которую возглавил писатель и исследователь А. В. Барченко.
Прибыв в августе 1921 года в поселок Ловозерово, Барченко попробовал договориться с шаманами о посещении острова Роговый — ритуального места, но получил категорический отказ. Сын местного священника вызвался помочь экспедиции и переправить людей на остров на своем паруснике. Но попытки нарушить запрет шаманов едва не закончились плачевно — люди чуть не погибли в озере. Было принято решение идти по берегу. Через некоторое время путешественники увидели вымощенную камнем дорогу около полутора километров, идущую среди болот, неизвестно кем построенную.
Кроме того, была обнаружена огромная каменная колонна желтоватого цвета, вблизи которой людьми овладевал безотчетный ужас, и участники экспедиции один за другим стали впадать в состояние меряченья: отзеркаливать слова и жесты, выполнять команды, приходящие извне. По словам проводников из местного населения, колонна была построена исчезнувшим тысячи лет назад народом чудь, по поверьям, ушедшим в подземные лабиринты.
Барченко удалось выяснить только то, что меряченье является направленным массовым психозом неизвестного происхождения, но феномену так называемой неуязвимости во время меряченья он объяснения не нашел.
К сожалению, тогда тайну меряченья разгадать не удалось. Лишь после глобальных экспериментов в 1957 году было обнаружено, что некоторые формы полярных сияний пульсируют с частотами, близкими к основным ритмам головного мозга человека.
Но прежде, в середине 1930-х годов, немецкому медику-психиатру А. Шварцу удалось выяснить, что именно вспышки красного цвета определенной частоты стимулируют возникновение эпилептических припадков. Он предложил нацистскому руководству использовать этот эффект для выявления людей, предрасположенных к психическим заболеваниям.
Есть еще одна версия, касающаяся того воздействия, что вызывает меряченье. Именно ею больше всего заинтересовались в гитлеровской Германии. Накануне войны, под видом немецких геологов, Кольский полуостров посетили специалисты оккультной организации Третьего рейха «Аненербе».
Целью были местные шаманы, которые, по мнению исследователей, имели способность с помощью короткого крика-заклинания ввести в состояние меряченья одновременно большое количество людей. Человек превращался в послушного робота и готов был выполнить любой приказ. С помощью северных шаманов нацисты рассчитывали разработать мощное психотропное оружие.
Они знали, что арктический психоз может возникнуть в результате резкого оклика, вызывающего испуг. Шаманы активно использовали это в практике, у них существовала целая наука по технологии испуга, им было известно, в какое время суток испугать, и какое заклинание должен содержать пугающий окрик.
С помощью такого зомбирования шаманы заставляли людей работать, мирили врагов и наказывали преступников, превращая их в безвольных роботов пожизненно. Эта практика применялась и для воспитания бесстрашных и агрессивных воинов. Шаманы утверждали, что эту науку меряченья они освоили благодаря человекоподобным существам, пришедшим из подземного мира.
Северяне знают, что во время приступа арктической истерии можно облегчить участь заболевшего, расстегнув ему ворот, сняв ремень. Кроме того, постараться предотвратить травмы и другие последствия. Но основной метод борьбы с недугом — обращение к шаману. Причем шаман должен обладать большой силой, а таких осталось немного. Но шаман может помочь только в том случае, если приступ был спровоцирован действиями другого шамана, а вот с зовом Полярной звезды ему не справиться.
Одному из исследователей этого феномена, Анучину, удалось раздобыть рецепт средства у колдуна-знахаря, которое якобы помогает человеку избежать «посещения духом/ чертом». Колдун советовал принимать травяной отвар, состоящий из трех трав: телетейки, чертополоха и стародубки. Каждая из трав сама по себе очень интересна. Так, например, телетейка имеет ядовитые листья, содержащие нейротоксин, но считается, что она помогает от всех (!) болезней.
Чертополох — само название чего стоит: состоит из двух слов «черт» и «полох» (страх), то есть «пугающий черта», что вполне соответствует назначению. Растение используется в медицине при нервных и психических проблемах, при заторможенности коры головного мозга. Стародубка — снова ядовитое растение, применяется в определенных дозах для снижения частоты припадков при эпилепсии.
Причины возникновения меряченья неизвестны до сих пор. Неоднократно предпринимаемые попытки изучить это явление, в том числе и ОГПУ в 20-х годах прошлого столетия, по официальным данным, ни к чему не привели, результаты экспедиций были засекречены, а участники репрессированы и уничтожены. Гриф секретности с архивов по этому делу не снят до сих пор.