Самым известным демоническим существом у казахов является албасты. Некоторые даже считают, что это не мифическое, а вполне реальное существо типа снежного человека. Это на редкость безобразное чудище, чаще всего женского пола: толстая, волосатая, с торчащими изо рта клыками, груди свисают до земли. Но бегает очень быстро и часто оборачивается собакой, лисой или козой. Ворует у рожениц легкие. Ночью любит ездить на лошадях, заплетая их гривы в косички. Казахи делили албасты на три вида. Самая зловредная и опасная — кара албасты: встреча человека с ней часто заканчивается смертью. Есть еще сары албасты — хитрое, но довольно слабое существо. В основном проказничает и делает мелкие гадости: может, например, подсыпать в сорпу бараний горох. Еще есть сасык албасты, портящая молоко и мясо.
Самый опасный персонаж казахского фольклора — это жезтырнак. Очень замкнутая, молчаливая и неописуемо красивая девушка. Что-то вроде вампирши. Но в отличие от европейской нечисти жезтырнак серебра не боится — ее одежда украшена золотыми и серебряными украшениями. Своих рук с длинными металлическими когтями она никогда не показывает — прячет их под длинными рукавами. Жезтырнак гипнотизирует человека холодным, немигающим взглядом, и когда он засыпает, впивается в него своими железными когтями, высасывая всю кровь. Эти существа невероятно мстительны и злопамятны. Если жезтырнак удается убить, то за нее начинает мстить ее супруг — сорель (а в случае его гибели человека преследуют их осиротевшие дети).
Сорель — это высокое существо с кривыми короткими ногами, заканчивающимися копытами. Грудь впалая, плечи узкие, сам тощий. Поймав человека, он щекочет его до смерти, а затем высасывает всю кровь и съедает плоть. Неосторожного путника также поджидает канаяк. Вроде бы приличный пожилой мужчина, но вместо ног у него длинные сыромятные ремни. Залезет он на дерево и терпеливо поджидает заплутавшего охотника. Затем запрыгивает ему на спину, заплетает ногами-ремнями, а потом, непрерывно погоняя, доводит бедолагу до смерти. В сталинские времена канаяками в Казахстане называли «врагов народа».
А в степных реках и озерах водится уббе — аналог русского водяного. Смуглый, с привлекательной внешностью, которую портят длинная общипанная борода и густые сросшиеся брови. Любит загадывать глупые загадки. Растеряешься и не ответишь — утащит на дно. Если ответишь, обидится и сам утопится — ему не впервой.
Приятные, но весьма опасные существа кулдергиш — щекотуньи. Они встречаются в виде группы веселых, озорных красавиц. Создав иллюзию праздника, кулдергиш заманивают пением одиноких мужчин и щекочут до смерти. Если бравому джигиту удается вырваться из их рук, то, раздевшись догола, они долго преследуют его, выкрикивая вдогонку оскорбления про импотенцию и сексуальные извращения.
Очень опасна жалмауз кемпир — сгорбленная старуха с огромным ртом и редкими желтыми зубами. Она питается исключительно людьми, которых варит в котле с сорока ушками. Иногда жалмауз кемпир втирается в доверие к молодой девушке и втихаря высасывает у нее кровь из колена, пока не доведет ее до полного истощения.
Есть еще мыстан-кемпир — зловредная ведьма. Она крадет детей, пожирает узников в зиндане, мешает спортивным состязаниям и вообще мешает людям жить.
Есть у казахов и свой дракон — айдахар. Но в отличие от Змея Горыныча у него нет ни ног, ни крыльев. Согласно поверью, если обычная змея в течение ста лет не попадется на глаза человеку, то она может превратиться в айдахара. А еще через сотню лет айдахар способен превратиться в красивую девушку. Она выходит замуж и, поселившись в ауле мужа, по ночам пожирает людей, пока не истребит все племя. Отличить айдахара можно по его неуемной жажде и отсутствию пуповины.
Это древние мифологические существа казахских степей. Но кроме них встречаются зловредные существа из мифологий других народов. Например, обыр — русский упырь. Это дух умершего колдуна, который, покинув кладбище, живет среди людей. Внешне он ничем не отличается от них, но у обыра иногда можно заметить длинный, свисающий до земли язык. Чтобы уничтожить его, надо в могилу колдуна вбить дубовый кол или вонзить ему в стопу стальную иглу.
С приходом ислама у казахов появились и новые мифические существа. Например, дэв — огромный циклоп-исполин. Он невероятно силен и храбр, но невероятно глуп и наивен. Или пери — красивые крылатые феи. Они бывают злые, а бывают и добрые. Также есть кырык шильтен — духи-чудотворцы из таджикской мифологии. Но в отличие от таджиков казахи считали шильтенов добрыми существами, неспособными причинять людям зло. Жили они на недоступном острове или в мечетях, а ночью на кладбищах. Казахские баксы зачастую призывали шильтенов себе на помощь.
Были еще и джинны — духи умерших. Вообще, казахи трактовали понятие «джинн» весьма широко. С одной стороны, подразумевалась целая категория джиннов, с другой — джиннами считали и некоторых других мифических существ, тех же албасты или дэвов. Шайтан тоже из категории джиннов. Вселяясь в человека, он всячески вредит ему и в конечном итоге доводит до безумия. Шайтан ужасно боится ежей и верблюдиц во время окота. Поэтому иголки ежей подкладывали под голову рожениц и прикрепляли их к детским кроваткам. Интересно, что, согласно казахским поверьям, волосы русского человека тоже отпугивали шайтанов.
Со всей этой нечистью боролись казахские баксы — шаманы-врачеватели. Причем боролись по принципу «клин клином вышибают». Силой духа они покоряли джиннов и заставляли их бороться со своими зловредными собратьями по нечистой силе. Знаменитые джинны имели свои имена, например, Надир-Шолак, который считался предводителем добрых пери. К хозяину он приближался в виде большой черной тучи, затем молнией обрушивался на албасты и прочую нечисть.
Был еще джинн Какаман — огромный исполин в богатырских доспехах на могучем скакуне. Он нападал на бесов и поражал их длинным копьем. Его сопровождало большое войско из подчиненных ему джиннов. Какаман был настолько силен, что мог победить даже царя албасты. Также известны джинны Шайлан и Шарабас, ангелы Жебрейил и Азрейил. Особняком в этом ряду стоит джинн Шойынкулак (Черное Ухо), которого могут подчинить только очень сильные баксы.
Окажешься один в ночной степи — невольно вспомнишь про всю эту нечисть. А так как мы не баксы, да и прирученного джинна за спиной нет, советую применять народные средства. Хорошо помогает трава адрыспан — ее запах отпугивает нечистую силу. Спасает и русский мат, который изначально был придуман для отпугивания нечисти. Услышав отборную ругань, она обижается и уходит. Правда, действует ли русский мат на казахскую нечистую силу, не знаю. И вам проверять не советую. Да оградит вас Надир-Шолак и Какаман от злой силы.степьнечистая сила